Цель : уточнить представления детей об изменениях, происходящих в природе, в жизни людей с приходом зимы. Задачи : учить замечать происходящее вокруг нас, следить за изменениями в природе; воспитывать интерес к окружающему миру; развивать связную речь, память, внимание, умение слушать воспитателя и чётко формулировать ответы на поставленные вопросы. Материал к занятию : конверт для письма, иллюстрации с изображением разных времён года, мягкие игрушки зайца и белки.
Эколекция «Приметы зимы: как растения и животные в лесу переживают зиму»
С наступлением холодов кажется, что жизнь в лесу замирает: не слышно пения птиц, не видно зелёной листвы. Земля бережно укрыта белым пушистым снегом, под которым до весны уснули растения и животные. Многие животные сохраняют активность и в зимнее время: кто-то сменил легкую летнюю шубку на зимний тёплый наряд, кто-то сделал запасы, а кто-то создал целую систему коридоров и туннелей в снегу. Обо всём этом и многом другом ребята узнают на занятии.
Народные приметы о погоде собирались и проверялись веками, чтобы пахарь вовремя посеял и убрал хлеб, и не потерял урожай. Да мало ли дел в хозяйстве, от удачи которых зависело благополучие семьи крестьянской. Да и сейчас, нет-нет, да и подумаешь, что сулит красный закат, обилие грибов в лесу, когда птицы в теплые края засобирались. Эти приметы из старины помогают нам самим определять, какую погоду ждать, а не только надеяться на научные прогнозы. Определять погоду нам помогают растения, например, кувшинка , которую выращивают в декоративных целях на дачных водоемах. Январь — начало года и середина зимы.
Приметы зимы, прошедшие века
Народные приметы о погоде — сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды [ 1 ]. Метеорологи, как правило, считают, что такие приметы как нижеприведенные ничего в себе не несут, кроме как юмор и фольклор: «Если собаки много спят и мало едят — будет дождь», «Собаки катаются по земле — быть дождю или снегу». Но такие приметы как: «Серёжки на клёнах — сей свеклу», «Зацвела фиалка — сей морковь и петрушку», «Если лист берёзы развернётся полностью — можно сажать картофель» , являются обоснованными, так как растения реагируют на изменения температуры, влажности в окружающей среде [ 2 ] и ведут себя соответствующим образом: начинают цвести какие-то деревья или же цветок раскрывается и начинает издавать более сильный запах и много других признаков, указывающих на изменения в погоде [ 3 ]. Людям приходилось уметь ориентироваться в погодных явлениях затем, чтобы вовремя собрать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы:.